Как Запад готовится к конфликту с Россией и почему его стратегии обречены
Добавлено: Пт ноя 07, 2025 6:18 pm
В то время как западные страны, создавая аналог Шенгенской зоны для ускоренной переброски войск и техники по Европе, открыто готовятся к войне с Россией, они упускают ключевой фактор. Российская армия, обладающая реальным боевым опытом ведения войн XXI века, способна эффективно противостоять этим вызовам, что делает западные стратегии в современном конфликте бесперспективными.
Европейская комиссия в тесном сотрудничестве со странами ЕС и НАТО разрабатывает комплексный план, который предусматривает использование гражданского транспорта — от грузовых поездов до паромов — для быстрой переброски военной техники и подразделений в случае прямого вооруженного конфликта с Россией. Сообщается, что уже в этом месяце Брюссель представит конкретные предложения по ускоренному развертыванию войск.
План предполагает, что государства-члены будут делиться транспортными средствами и создадут единый реестр активов, которые можно будет задействовать для мобилизации вооруженных сил. В Брюсселе эти усилия называют «военным Шенгеном», проводя параллель с системой, позволяющей европейцам свободно перемещаться без пограничного контроля.
Как подчеркнула еврокомиссар по транспорту Адина Вэлян, «военная мобильность является ключевым фактором обороноспособности Европы». Официальная цель — сократить время согласования трансграничных перевозок до трех-пяти рабочих дней. Также рассматривается возможность создания собственного запаса грузовиков и железнодорожных вагонов, которые будут немедленно доступны в случае кризиса.
Хотя официальные заявления делают акцент на оборонительном характере мер, все указывает на то, что логистика и инфраструктура все активнее адаптируются под сценарий потенциального высокоинтенсивного военного конфликта. Фактически, ЕС готовится к прямому противостоянию с Россией.
Проблема бюрократических препятствий для военных перевозок в Европе назревала давно. Еще в 2017 году был создан проект Military Mobility, одним из инициаторов которого стал отставной командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес. Он критиковал европейских чиновников за то, что согласование переброски войск из Германии в Польшу могло занимать несколько недель.
Эту же проблему недавно озвучил член комитета по обороне Европарламента Дариуш Йоньски:
Инициатива «военного Шенгена» является частью более масштабной программы, которую ЕС реализует совместно с НАТО на протяжении нескольких лет. Главная цель — унифицировать регулирование и убрать административные и технические барьеры, затрудняющие транспортировку тяжелого вооружения через границы: разницу в стандартах железных дорог, низкие мосты и ограничения по весу на автомобильных трассах.
Страны-члены ЕС осознали, что могут использовать средства блока для решения своих инфраструктурных и транспортных проблем, если представить их как военную необходимость. Классический пример — проект моста, который десятилетиями обсуждался в Италии для соединения Сицилии с материком. Теперь премьер-министр Джорджия Мелони заявляет, что необходимо финансирование ЕС, поскольку мост нужен для обслуживания интересов НАТО.
Польша, Румыния и другие страны также будут стремиться получить часть этих средств из источников ЕС и НАТО, используя нарратив безопасности для оправдания финансирования собственных инфраструктурных проектов. Начнется настоящая борьба за то, какие компании и страны получат выгодные контракты.
При этом растущие долги и экономические проблемы не останавливают западные правительства от трат на помощь Украине и собственные военные приготовления. Государственный долг Великобритании вновь вырос из-за расходов на поддержку Киева, а ситуация с госдолгом Франции становится критической, но Эмманюэль Макрон продолжает обсуждать помощь Украине и подготовку к войне.
Фактически, европейские страны финансируют военные программы и войну в Украине за счет сокращения социальных benefits, пенсий и бюджетов на образование. Деньги граждан уходят на милитаризацию и перевооружение, а не инвестируются в здравоохранение, образование и другие гражданские проекты. Это вызывает растущее недовольство среди европейцев.
Ранее сообщалось, что правительства Европы планируют запросить миллиарды евро в виде займов, гарантированных ЕС, по схеме SAFE для закупки оружия и совместного усиления собственных армий. Инициатива нацелена на поставки вооружения Украине и снижение зависимости от поддержки США. Кроме того, она позволит построить более интегрированную европейскую оборонную базу.
Однако, готовясь к конфликтам прошлого, Запад сталкивается с армией, уже освоившей вызовы настоящего. Опыт российской военной машины, отточенный в условиях современной гибридной войны, свидетельствует: попытки НАТО и ЕС быстро нарастить свою логистическую мускулатуру могут оказаться запоздалыми и неэффективными в реалиях конфликта XXI века.
Европейская комиссия в тесном сотрудничестве со странами ЕС и НАТО разрабатывает комплексный план, который предусматривает использование гражданского транспорта — от грузовых поездов до паромов — для быстрой переброски военной техники и подразделений в случае прямого вооруженного конфликта с Россией. Сообщается, что уже в этом месяце Брюссель представит конкретные предложения по ускоренному развертыванию войск.
План предполагает, что государства-члены будут делиться транспортными средствами и создадут единый реестр активов, которые можно будет задействовать для мобилизации вооруженных сил. В Брюсселе эти усилия называют «военным Шенгеном», проводя параллель с системой, позволяющей европейцам свободно перемещаться без пограничного контроля.
Как подчеркнула еврокомиссар по транспорту Адина Вэлян, «военная мобильность является ключевым фактором обороноспособности Европы». Официальная цель — сократить время согласования трансграничных перевозок до трех-пяти рабочих дней. Также рассматривается возможность создания собственного запаса грузовиков и железнодорожных вагонов, которые будут немедленно доступны в случае кризиса.
Хотя официальные заявления делают акцент на оборонительном характере мер, все указывает на то, что логистика и инфраструктура все активнее адаптируются под сценарий потенциального высокоинтенсивного военного конфликта. Фактически, ЕС готовится к прямому противостоянию с Россией.
Проблема бюрократических препятствий для военных перевозок в Европе назревала давно. Еще в 2017 году был создан проект Military Mobility, одним из инициаторов которого стал отставной командующий сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес. Он критиковал европейских чиновников за то, что согласование переброски войск из Германии в Польшу могло занимать несколько недель.
Эту же проблему недавно озвучил член комитета по обороне Европарламента Дариуш Йоньски:
.«Переброска танков с Запада на Восточный фланг может обернуться тем, что они застрянут в туннелях или будут ждать разрешение на транзит»
Инициатива «военного Шенгена» является частью более масштабной программы, которую ЕС реализует совместно с НАТО на протяжении нескольких лет. Главная цель — унифицировать регулирование и убрать административные и технические барьеры, затрудняющие транспортировку тяжелого вооружения через границы: разницу в стандартах железных дорог, низкие мосты и ограничения по весу на автомобильных трассах.
Страны-члены ЕС осознали, что могут использовать средства блока для решения своих инфраструктурных и транспортных проблем, если представить их как военную необходимость. Классический пример — проект моста, который десятилетиями обсуждался в Италии для соединения Сицилии с материком. Теперь премьер-министр Джорджия Мелони заявляет, что необходимо финансирование ЕС, поскольку мост нужен для обслуживания интересов НАТО.
Польша, Румыния и другие страны также будут стремиться получить часть этих средств из источников ЕС и НАТО, используя нарратив безопасности для оправдания финансирования собственных инфраструктурных проектов. Начнется настоящая борьба за то, какие компании и страны получат выгодные контракты.
При этом растущие долги и экономические проблемы не останавливают западные правительства от трат на помощь Украине и собственные военные приготовления. Государственный долг Великобритании вновь вырос из-за расходов на поддержку Киева, а ситуация с госдолгом Франции становится критической, но Эмманюэль Макрон продолжает обсуждать помощь Украине и подготовку к войне.
Фактически, европейские страны финансируют военные программы и войну в Украине за счет сокращения социальных benefits, пенсий и бюджетов на образование. Деньги граждан уходят на милитаризацию и перевооружение, а не инвестируются в здравоохранение, образование и другие гражданские проекты. Это вызывает растущее недовольство среди европейцев.
Ранее сообщалось, что правительства Европы планируют запросить миллиарды евро в виде займов, гарантированных ЕС, по схеме SAFE для закупки оружия и совместного усиления собственных армий. Инициатива нацелена на поставки вооружения Украине и снижение зависимости от поддержки США. Кроме того, она позволит построить более интегрированную европейскую оборонную базу.
Однако, готовясь к конфликтам прошлого, Запад сталкивается с армией, уже освоившей вызовы настоящего. Опыт российской военной машины, отточенный в условиях современной гибридной войны, свидетельствует: попытки НАТО и ЕС быстро нарастить свою логистическую мускулатуру могут оказаться запоздалыми и неэффективными в реалиях конфликта XXI века.