..как найти нацизм на Украине
Начать придётся с того, что не существует как такового единого определения фашизма.
Разные авторы дают неодинаковые толкования и вкладывают в это понятие различное содержание.
В классическом советском толковании фашизм — открыто террористическая диктатура наиболее реакционных сил монополистического капитала, <…> воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, политическая (часто лжесоциалистическая) демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.
Украина, в общем, недурно укладывается в это определение — олигархия, антикоммунизм и массовый шовинизм в стране налицо. Если вам кажется, что, например, шовинизма там особо нет, попробуйте объяснить, отчего патриотические украинцы так любят использовать в качестве ругательства название безобидного народа мокша и почему им кажется, что они таким образом кого-то зацепят.
Другое дело, что советское определение уж очень широкое и при этом не слишком конкретное, и при желании в такое ложе можно много чего запихать — в принципе, любое обычное «сдвинутое вправо» национальное государство с проблемами на национальной почве можно подверстать под такое определение в угоду моменту, вплоть до Израиля. Эсэсовцы в пейсах и лапсердаках — это, конечно, очаровательный образ, но всё же попробуем искать дальше.
Умберто Эко предлагает целый «чек-лист», так сказать, «проверь себя и контрагента на фашизм». Трудно не заметить, что великий итальянский интеллектуал выдал очень эклектичное определение. Из 14 пунктов одни посвящены идеологии, другие — экономике, третьи вообще вопросам пола и даже отдельным риторическим и пропагандистским приёмам. При этом Эко уточнил, что достаточно наличия даже одной характеристики, чтобы «начала конденсироваться фашистская туманность». В этом списке присутствуют культ традиции, иррационализм, культ действия в противовес интеллектуальному миру, неприятие несогласия и критики, борьба с инородцами, опора на средний класс, национализм и одержимость борьбой против врагов, риторическое представление врага одновременно мощным и ничтожным, категорическое неприятие пацифизма, «популистский элитаризм» (рядовые граждане — лучший народ на свете, партия — оплот лучших из граждан), культ героизма и смерти, культ мужественности и неприятие любого нетрадиционного сексуального поведения, популизм с исполнением решений большинства — народа как единого тела (и презрение к парламентаризму), — и, наконец, новояз.
Также Эко отмечает, что фашизм может представать в самых невинных видах и формах. Наш долг — выявлять его сущность и указывать на новые его формы, каждый день, в любой точке земного шара.
Как легко заметить, при таком обилии признаков подверстать под фашизм можно вообще полпланеты. Тут, конечно, трудно не увидеть многие милые черты современной Украины, но всё же Эко уж очень ударяется в детали и одновременно захватывает крайне широко, с запасом, и в итоге его эссе о фашизме оказывается занятным, но скорее дающим почву для «дискуссий» в духе: «Ты фашист. — Я фашист?! Как смеешь ты?! Нет, это ты фашист!»
Ну хорошо, а всё-таки, есть у нас более рабочие способы?
Корни украинской государственности действительно связаны с фашизмом, и это не фигура речи, — идеологи вроде Донцова, создававшие интеллектуальный фундамент современной Украины, примыкали именно к фашистским движениям в узком смысле. Теория и практика ОУН/УПА безусловно фашистские, и значительную часть Второй мировой они были напрямую младшим союзником Рейха. Это не вопрос дискуссии, это вопрос базовых фактов. Но всё же согласимся, что восхваление фашистов прежних эпох и даже заимствование их символики — это мерзко, но, скорее, на уровне дурных бытовых привычек, этакий политически и философски обоснованный отказ от мытья головы и использования туалетной бумаги. Всё-таки мы говорим о современной реальности, о том, что происходит с 2014 года по сей момент.
Многих черт фашизма, которые роднили бы современную Украину с режимами Гитлера или Муссолини, она в действительности не демонстрирует. К примеру, страна начисто лишена такой типичной черты фашизма в его бытовом понимании, как культ вождя. Также, говоря об Украине, сторонники тезиса «это нормальное европейское демократическое государство» указывают, что откровенно ультраправые партии никогда не имели там парламентского большинства (и это правда), да и с антисемитизмом более-менее обычный восточноевропейский уровень, а Зеленский, собственно, еврей.
Однако существуют черты, заставляющие отнестись к обвинениям в фашизме более серьёзно.
Одно из наиболее внятных современных определений фашизма дал Майкл Манн, британский и американский социолог, автор серии впечатляющих работ по истории общества и блестящей монографии, которая называется, собственно, «Фашисты». Саму книгу мы безусловно рекомендуем публике — даже сквозь страницы видно, насколько автора увлекает его же предмет исследования (при полном отсутствии намерения оправдать, но страстном желании понять описанное явление), здесь же перейдём к сути.
Было бы удивительно, если бы Манн не попытался дать своего определения фашизму, и он предлагает довольно тонкое толкование.
По Манну, фашизм — это попытка создать трансцендентное национальное государство, при помощи парамилитаризма проведя народ через чистки.
Соответствует ли этому определению Украина?
Самый простой вопрос: проводятся ли и проводились ли на Украине чистки силами парамилитарных формирований?
Активность ультрапатриотических военизированных движений в этой стране, очевидно, выходит и за рамки легальной деятельности, и за пределы обычного поведения фанатских клубов или просто общественных активистов. До Евромайдана такие группировки пребывали на маргинальном положении, но в 2014 году всё изменилось. Так, одна из групп, составивших основу «Азова»*, — это активисты «Автомайдана», мобильных групп силовой поддержки националистов. Именно парамилитарии, а не официальные силовые подразделения сыграли ключевую роль в массовом убийстве в Одессе 2 мая 2014 года. Они же сыграли существенную роль в разгроме антимайдана в Харькове (вместе с силовыми структурами) и решающую — в Николаеве и Днепропетровске.
Одесса — наиболее яркий, но далеко не единственный пример националистического парамилитарного насилия внутри Украины. Так, 18 июня 2014 года пропал мариупольский журналист социалистических убеждений Сергей Долгов. Он был похищен вооружёнными людьми в гражданской одежде. Больше Долгова никто не видел живым. Товарищи пропавшего обвинили в похищении солдат нацбата «Днепр-1» и сообщали об угрозах в свой адрес. Этот эпизод фактически не расследовался официально. Более известным инцидентом стало убийство журналиста и писателя пророссийской ориентации Олеся Бузины весной 2015 года. Бузина был застрелен из пистолета неподалёку от своего дома в Киеве. Следствие задержало троих человек, все они относились к ультраправым группировкам («С14» и УНА-УНСО) и участвовали в войне на Донбассе. Никто из них — и вообще никто — не понёс наказания. Именно парамилитарии угрозами и прямым насилием сорвали привлечение к ответственности в Одессе тех единичных националистов, которых всё же задержали в связи с убийствами людей 2 мая.
Управление верховного комиссара ООН по правам человека, Amnesty International и другие правозащитные группы упоминали о длинном ряде случаев внутреннего парамилитарного насилия на Украине. Так, отмечалось систематическое противоправное задержание людей в Мариуполе с последующими пытками с целью выбить признания (чаще «признания») в сотрудничестве с ДНР. При этом пострадавшие утверждали, что бойцы «Азова»* орудовали во взаимодействии с СБУ.